АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

ACTUAL ASPECTS OF THE ECONOMY OF PROFESSIONAL EDUCATION IN RUSSIA

Гордеева Дарья Сергеевна, Дегтярева Нина Адамовна, Рябчук Павел Георгиевич, Горбачев Максим Александрович, Федосеев Андрей Васильевич

Gordeeva Daria Sergeyevna, Degtyareva Nina Adamovna, Ryabchuk Pavel Georgievich, Gorbachev Maksim Alexsandrovich, Fedoseev AndreyVasilevich

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(27) 31.05.2019

В статье рассмотрены актуальные проблемы экономики современного профессионального образования. Проанализированы данные мониторинга системы образования России, выделены ряд тенденций в его развитии. Подробно рассмотрены индикаторы развития системы образования. Главным направлением в решении проблем экономики профессионального образования должна стать аксиома- образовательные услуги - это высокодоходная отрасль экономики. Современные социально-экономические изменения, происходящие также в российском обществе, стали предпосылкой изменения требований работодателей к выпускникам вузов. В связи с этим возникла необходимость модернизации образования, одной из основных идей которой является ориентация процесса подготовки будущих специалистов на профессиональный стандарт, реализация которого предполагает формирование профессиональных действий специалиста. В условиях экономических преобразований образование как важнейшая социально-культурная сфера становится основой формирующегося порядка, построенного на научно-исследовательских инновациях, креативных направлениях и продуктах интеллектуальной деятельности высококвалифицированных специалистов. Важнейшей спецификой и яркой чертой образовательного продукта является наличие внешних эффектов. Экстерналии образования исследуются и с позиций микроэкономики, и с позиций макроэкономики. Многие авторы связывают недостаточно разработанные вопросы эффективности образования именно с внешними эффектами. Существует ряд методических трудностей с определением народнохозяйственного эффекта, так сказать, определение личностного выигрыша от образовательного процесса.
The article deals with current problems of the economy of modern vocational education. Analyzed the monitoring data of the education system of Russia, highlighted a number of trends in its development. The indicators of the development of the education system are considered in detail. The main focus in solving the problems of the economy of vocational education should be axiom-educational services - this is a highly profitable sector of the economy. Modern socio-economic changes that are also taking place in Russian society have become a prerequisite for changing employers' requirements for graduates. In this regard, the need has arisen to modernize education, one of the main ideas of which is to orient the process of preparing future specialists to a professional standard, the implementation of which involves the formation of professional specialist actions. Under the conditions of economic transformations, education as the most important socio-cultural sphere becomes the basis of the emerging order, built on research innovations, creative directions and products of intellectual activity of highly qualified specialists. The most important specificity and bright feature of the educational product is the presence of external effects. The externalities of education are investigated both from the standpoint of microeconomics and from the standpoint of macroeconomics. Many authors associate underdeveloped questions of the effectiveness of education with external effects. There are a number of methodological difficulties in determining the national economic effect, so to speak, the definition of personal gain from the educational process.