БИОМЕТРИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ КЛИЕНТОВ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

BIOMETRIC IDENTIFICATION OF CLIENTS IN THE BANKING SECTOR: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Курьянова Светлана Леонидовна, Цвигунова Октябрина Степановна

Kuryanova Svetlana Leonidovna, Tsvigunova Oktiabrina Stepanovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 4(29) 30.11.2019

Наиболее заметным событием на российском рынке биометрии стал запуск с июля 2018 года Единой биометрической системы (далее ЕБС) - цифровой платформы, которая позволяет дистанционно подтверждать личность человека. Создание единой базы биометрических данных россиян инициировали Министерство связи и массовых коммуникаций и Банк России. Первыми пользователями ЕБС стали банки, но в плане повсеместное использование биометрической идентификации услуг в коммерческом и государственном секторе. Наблюдаемое проникновение биометрии в сферу финансовых услуг обуславливает актуальность статьи. Усиливает значимость исследования наличие социально-экономических препятствий в сдаче гражданами биометрических данных и невысокая активность банков в их сборе и популяризации возможностей ЕБС, что делает необходимым изучение зарубежного опыта взаимодействия банков с клиентами и роли государственных органов в цифровизации финансовых услуг. В статье изучены тенденции рынка биометрических услуг, определены ключевые драйверы активизации использования биометрических технологий в системе банковского сектора, сформулированы особенности развития биометрии в обслуживании пользователей услуг банков за рубежом, проанализированы предпочтения и ожидания клиентов в использовании биометрической идентификации, выявлены основные ограничения и проблемы, снижающие доверие клиентов к банкам. Полученные результаты исследования могут быть учтены представителями финансового рынка России и образовательных учреждений при проведении мероприятий по повышению финансовой грамотности населения и формировании программ продвижения биометрических технологий идентификации клиентов, в том числе, в рамках создания ЕБС.
The most notable event on the Russian biometrics market was the launch of the Unified biometric system (hereinafter referred to as UBS) in July 2018, a digital platform that allows to remotely confirm a person’s identity. The creation of a unified database of biometric data of Russians was initiated by the Ministry of Communications and Mass Media and the Bank of Russia. Banks have become the first users of UBS, but the widespread use of biometric identification services in the commercial and public sector is in terms. The observed penetration of biometrics into the sphere of financial services determines the relevance of the article. The significance of the study is increased by the presence of socio-economic obstacles in the delivery of biometric data by citizens and the low activity of banks in their collection and promotion of UBS capabilities, which makes it necessary to study the foreign experience of interaction between banks and customers and the role of public authorities in the digitalization of financial services. The article studies the trends of the biometric services market, identifies the key drivers of biometric technologies activation in the banking sector, formulates the features of biometrics development in servicing bank users abroad, analyzes the preferences and expectations of customers in the use of biometric identification, identifies the main limitations and problems that reduce customer confidence in banks. The results of the study can be taken into account by the representatives of the financial market of Russia and educational institutions in carrying out activities improving financial literacy of the population and formation of programs for promotion biometric technologies for customer identification, in particular, in the framework of the creation of UBS