ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ И МЕХАНИЗМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ

INCOME OF THE BUDGET BUDGET SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION: SIGNS OF CLASSIFICATION AND REDISTRIBUTION MECHANISM

Мохнаткина Лейла Булатовна, Пивоварова Наталья Владимировна

Mokhnatkina Leyla Bulatovna, Pivovarova Natalya Vladimirovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 4(29) 30.11.2019

Цель: выделение классификационных признаков доходов бюджетов, имеющих научно-практическое значение для анализа бюджетной отчетности и оценки устойчивости бюджетов. Методология: Применён метод группировки доходов бюджетов по разграничению доходных полномочий и по воздействию доходов на самостоятельность публично-правовых образований. Исследование проведено на основе анализа законодательных норм, применяемых к определению видов доходов. Составлена классификация бюджетных доходов по ряду признаков и построена схема механизма перераспределения бюджетных доходов. Результаты: в законодательстве отсутствует определение перераспределяемых (регулирующих) доходов бюджетов; в бюджетной отчетности и в единой бюджетной классификации не разграничены налоговые доходы, закрепленные федеральным законодательством и передаваемые по дополнительным нормативам отчислений. Анализ бюджетных доходов на основе авторской группировки показал, что устойчивость региональных бюджетов на 60% определяется закрепленными доходами; собственные доходы составляют около 10%. До 40% доходов местных бюджетов составляют регулирующие доходы; устойчивость местных бюджетов лишь на 15% обеспечивается закрепленными доходами, на 5% - собственными доходами. Научная новизна: автором выделены классификационные признаки, имеющие практическое значение для анализа бюджетов, построена группировка бюджетных доходов в зависимости от их воздействия на устойчивость бюджетов и самостоятельность публично-правовых образований. Сформулированы авторские определения собственных, закрепленных и регулирующих доходов. Практическая значимость: основные выводы и предложения, представленные в статье, могут быть использованы в научной и практической деятельности при выработке теоретических рекомендаций и управленческих решений в части повышения устойчивости бюджетов и совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Abstract. Objective: determination the classification features of budget revenues that are of scientific and practical importance for the analysis of budget reporting and assessing the stability of budgets. Methodology: The method of grouping budget revenues by differentiating revenue powers and by the impact of revenues on the independence of public law entities is applied. The study was conducted on the basis of the analysis of legislative norms applicable to the determination of types of income. The classification of budget revenues by a number of features has been compiled and a scheme of the mechanism for redistributing budget revenues has been constructed. Results: the legislation does not define the redistributable (regulatory) budget revenues; in the budget reporting and in the unified budget classification, tax revenues fixed by federal legislation and transferred under additional deduction rates are not distinguished. The analysis of budget revenues based on the authors' group showed that the stability of regional budgets by 60% is determined by fixed revenues; own incomes make up about 10%. Up to 40% of local budget revenues are regulatory revenues; the stability of local budgets is only 15% provided by fixed incomes, by 5% - own incomes. Scientific novelty: the author defines classification features that are of practical importance for the analysis of budgets, grouped budget revenues depending on their impact on the stability of budgets and the independence of public law entities. The author's definitions of own, fixed and regulatory income are formulated. Practical significance: The main conclusions and suggestions presented in the article can be used in scientific and practical activities in the development of theoretical recommendations and managerial decisions in terms of improving the stability of budgets and improving intergovernmental relations in the Russian Federation.