ФЕНОМЕН ПУБЛИЧНОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

THE PHENOMENON OF PUBLIC AUTHORITY IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY TRANSFORMATION PROCESSES

ДЕНИСОВ Юрий Петрович, СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович

DENISOV Yury Petrovich, STAURSKY Evgeny Stanislavovich

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(35) 30.05.2021

Статья посвящена осмыслению трансформации феномена публичной службы в контексте социально-политических процессов последних четырёх десятилетий. Процесс трансформации феномена публичной службы рассматривается как динамический целостный комплекс, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, образующих единое целое. Основываясь на системном подходе, авторы исследуют содержание данного процесса и выявляют вектор его развития. Анализируя трансформацию феномена публичной службы в русле модели «New Public Management», авторы констатируют складывание сервисно-менеджериальной системы, ориентирующей публичного служащего на оказание услуг, ставящей во главу угла результат его деятельности, измеряемый в категориях рыночной эффективности, и способствующей делегированию функций публичной службы от государственных служащих акторам из негосударственных секторов. Вместе с тем авторы вынуждены отметить, что несмотря на то, что функционирование данной модели публичной службы в целом позволило повысить её эффективность и сделать процесс более многоакторным, оно породило провалы в решении социальных проблем, эрозию роли государственной службы в обществе, сложности с учётом институционального и социокультурного контекста. По мнению авторов, осознание недостатков системы публичной службы, построенной на основе концепции «New Public Management» привело к её интенсивному синтезу с моделью, базирующейся на концепции «Good Governance». Данная модель носила более партисипаторный и инклюзивный характер, ориентировалась в рамках публичной службы не столько на оказание рыночных услуг, сколько на сотрудничество и включение в процесс реализации публичной службы различных участников социально-политического и экономического пространства. Мощные технологические сдвиги, выразившиеся в диджитализации и сетивизации политических процессов и управленческих практик, значительно усилили партисипаторный вектор, открыв обширные возможности для включения и инклюзивного функционирования в системе публичной службы широкого круга экономических агентов, институтов гражданского общества, социальных групп и отдельных индивидов. Однако в результате авторы приходят к выводам о том, что данный вектор не нивелирует роль государства и государственной службы в системе публичного управления. Он расширяет пределы феномена публичной службы и остро высвечивает потребность в выработке единых правовых и этических норм и институтов, регулирующих деятельность всех акторов, участвующих в реализации современного механизма публичной службы.
публичная служба,публичная власть,публичное управление,административно-политические трансформации,политические процессы,административное реформирование,политические институты,модели управления,политические технологии,«New Public Management»,«Good Governance»,«Digital Era Governance»
The article is devoted to understanding the transformation of the phenomenon of public service in the context of socio-political processes of the last four decades. The process of transformation of the public service phenomenon is considered as a dynamic integral complex, a set of interrelated and interacting elements that form a single whole. Based on a systematic approach, the authors investigate the content of this process and identify the vector of its development. Analyzing the transformation of the public service phenomenon in line with the "New Public Management" model, the authors state the formation of a service-management system that orients the public servant to the provision of services, prioritizes the result of his activities, measured in terms of market efficiency, and promotes the delegation of public service functions from public servants to actors from non-state sectors. At the same time, the authors are forced to note that despite the fact that the functioning of this model of public service as a whole allowed to increase its effectiveness and make the process more multi-factor, it gave rise to failures in solving social problems, erosion of the role of public service in society, difficulties in taking into account the institutional and socio-cultural context. According to the authors, awareness of the shortcomings of the public service system based on the concept of "New Public Management" led to its intensive synthesis with the model based on the concept of "Good Governance". This model was more participatory and inclusive, focused within the framework of the public service not so much on the provision of market services, but on cooperation and inclusion in the process of implementing the public service of various participants in the socio-political and economic space. Powerful technological shifts, expressed in the digitalization and netivization of political processes and management practices, have significantly strengthened the participatory vector, opening extensive opportunities for the inclusion and inclusive functioning of a wide range of economic agents, civil society institutions, social groups and individuals in the public service system. However, as a result, the authors come to the conclusion that this vector does not level the role of the state and public service in the system of public administration. It expands the limits of the phenomenon of public service and highlights the need to develop common legal and ethical norms and institutions that regulate the activities of all actors involved in the implementation of the modern mechanism of public service.
public service,public authority,public administration,administrative and political transformations,political processes,administrative reform,political institutions,management models,political technologies,«New Public Management»,«Good Governance»,«Digital Era Governance»