ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ РФ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

CHANGE IN PRICES ON THE PHARMACEUTICAL MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

КОМИССИНСКАЯ Ирина Геннадьевна

KOMISSINSKAYA Irina Gennadyevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 3(36) 30.08.2021

Начавшаяся в 2020 году пандемия коронавируса существенно повысила роль фармацевтической индустрии в сохранении и укреплении здоровья населения, в связи с чем на рынке произошли структурные преобразования, что не могло не отразиться на ценовой политике в отношении лекарственных препаратов. Ценообразование на отечественном фармацевтическом рынке является многоаспектным процессом, а рыночные условия хозяйствования определяют определённую степень свободы ценообразования для производителей и дистрибьютеров рынка по всем позициям, за исключением перечня ЖНВЛП, находящихся под государственным контролем. В ходе исследования рассмотрены тенденции изменения цен лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке РФ в условиях пандемии коронавируса на основе анализа структуры продаж в разрезе основных ценовых групп и изменения средневзвешенных цен в них в период 2016-2020 гг. Установлено, что в последние годы фармацевтический рынок России продолжает развиваться, о чем свидетельствует рост объема продаж, который к 2020 году составил 1128 млрд. руб. Вместе с тем, общее количество проданных упаковок в последние 2 года имеет тенденцию к снижению до 5002 млн., что в совокупности с ростом стоимостного объема рынка свидетельствует об удорожании фармацевтической продукции. При этом, в структуре продаж во всем исследуемом периоде лидирует группа препаратов стоимостью более 500 руб., причем отмечается тенденция к росту их доли с 37,7% до 45,5% к 2020 году. Индекс потребительских цен на лекарственные препараты в 2020 году составил 7,3%, что втрое выше уровня 2019 года и вдвое выше, чем средний по стране индекс потребительских цен. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на фоне пандемии коронавируса произошло существенное увеличение цен на лекарственные препараты, а темпы роста превысили как средний по стране уровень, так и в разрезе рынка продовольствия.
фармацевтический рынок РФ,коммерческий сегмент лекарственных препаратов,ценовая сегментация рынка,ценообразование,индекс цен на лекарственные препараты
The coronavirus pandemic that began in 2020 has significantly increased the role of the pharmaceutical industry in preserving and improving the health of the population, in connection with which structural transformations have taken place in the market, which could not but affect the pricing policy for medicines. Pricing in the domestic pharmaceutical market is a multidimensional process, and the market conditions of business determine a certain degree of pricing freedom for manufacturers and distributors of the market in all positions, with the exception of the list of vital and essential drugs that are under state control. In the course of the study, the trends in the price change of medicines on the pharmaceutical market of the Russian Federation in the context of the coronavirus pandemic were examined based on the analysis of the structure of sales in the context of the main price groups and changes in the weighted average prices in them in the period 2016-2020. It has been established that in recent years the Russian pharmaceutical market continues to develop, as evidenced by the growth in sales, which by 2020 amounted to 1,128 billion rubles. At the same time, the total number of packages sold in the last 2 years has a tendency to decrease to 5002 million, which, together with the growth in the value of the market, indicates an increase in the cost of pharmaceutical products. At the same time, in the sales structure in the entire study period, the group of drugs costing more than 500 rubles is in the lead, and there is a tendency to an increase in their share from 37.7% to 45.5% by 2020. The consumer price index for medicines in 2020 was 7.3%, which is three times higher than the level of 2019 and twice as high as the national average consumer price index. Therefore, it can be concluded that against the background of the coronavirus pandemic, there was a significant increase in the prices of medicines, and the growth rates exceeded both the national average level and in the context of the food market.
pharmaceutical market of the Russian Federation,commercial segment of drugs,price segmentation of the market,pricing,price index for drugs