КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К СТАБИЛИЗАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯСФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

THE CLUSTER APPROACH TO STABILIZATION OF FUNCTIONING OF SPHERE OF CONSUMER SERVICES

Смирнова Анастасия Александровна, Суханова Тамара Валерьевна

Smirnova Anastasia Alexandrovna, Sukhanova Tamara Valerievna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(27) 31.05.2019

В условиях динамично меняющихся требований к процессам создания и использования материальных и нематериальных ресурсов особую актуальность обретает активизация конкурентной борьбы, как между субъектами мирового хозяйства, так и между экономикой регионов. В связи с этим обостряется конкуренция между городами, предприятиями, которые конкурируют не только на внутреннем рынке территорий, но и на межрегиональных рынках. Чтобы завоевать признание на рынке и получить вознаграждение от потребителя предприятия конкурируют своими услугами, в частности в сфере предоставления бытовых услуг населению. В ходе исследования был использован алгоритм иерархической кластеризации, который позволил получить множество разбиений на различных уровнях сходства между субъектами, при этом было построено дерево кластеризации, позволившее наглядно отобразить какие районы являются наиболее однородными по ряду признаков, а какие более общими. Исследование показало, что значительная часть районов не имеет возможности к объединению и созданию структуры, имеющей единый координирующий центр по причине дисбаланса ряда экономических показателей и географической несовместимости, при этом были выявлены наиболее оптимальные структуры для данного объединения. Основываясь на полученных результатах, можно утверждать, что в данной сфере необходимо разработать региональную программу стратегического развития сферы бытового обслуживания при широком и действенном участии государства. В статье отмечена необходимость создания объединяющего механизма всех хозяйствующих субъектов, которые были обозначены, как оптимальные для объединения. В основе данного механизма должно быть заложено формирование и развитие регионального кластерного образования, осуществляющего бытовое обслуживание населения.
In the conditions of dynamically changing requirements to the processes of creation and use of tangible and intangible resources, the intensification of competition, both between the subjects of the world economy and between the economies of the regions, is of particular relevance. In this regard, the competition between cities, enterprises that compete not only in the domestic market of territories, but also in interregional markets is intensifying. In order to gain recognition in the market and receive remuneration from the consumer, enterprises compete with their services, in particular in the provision of household services to the population. In the course of the study, an algorithm of hierarchical clustering was used, which allowed to obtain a set of partitions at different levels of similarity between subjects, while a clustering tree was built, which allowed to visually display which areas are the most homogeneous in a number of features, and which are more General. The study showed that a significant part of the districts is not able to unite and create a structure with a single coordinating center due to the imbalance of a number of economic indicators and geographical incompatibility, while the most optimal structures for this Association were identified. Based on the results obtained, it can be argued that in this area it is necessary to develop a regional program for the strategic development of the sphere of consumer services with the broad and effective participation of the state. The article notes the need to create a unifying mechanism of all economic entities, which were designated as optimal for the Association. The basis of this mechanism should be the formation and development of regional cluster education, providing consumer services.