КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

CONCEPTUAL PROVISIONS OF THE STRATEGIC MANAGEMENT PROCESS OF THE COMPETITIVENESS OF MANUFACTURING AND ENTREPRENEURSHIPS OF THE FOOD INDUSTRY

Шашло Нина Владимировна, Люй Гуанхай

Shashlo Nina Vladimirovna, Liu Guanhai

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(27) 31.05.2019

Теоретико-практическая значимость статьи заключается в разработке концептуальных положений процесса стратегического управления конкурентоспособностью производственно-предпринимательских структур пищевой промышленности, что, в отличие от традиционных подходов, обобщают принципы и функции этого процесса, а также интерпретируют действие составляющих механизма управления конкурентоспособностью, в частности: его методов, инструментов, рычагов и стимулов. Доказано, что ключевым звеном процесса формирования конкурентоспособности субъекта является управление ею, связанное с созданием и содержанием конкурентных преимуществ путем целенаправленного воздействия на хозяйственную деятельность предприятия. Выявлены свойства процесса управления конкурентоспособностью с точки зрения системного подхода. Предложена многофакторная классификация функций управления конкурентоспособностью производственно-предпринимательских структур по таким критериям как, этап достижения целей, этап развития системы управления, цели обеспечения конкурентоспособности и характер управленческих действий. Установлено, что управленческая деятельность реализуется с помощью механизма управления конкурентоспособностью, в частности его методов, инструментов, рычагов и стимулов. Выявлено, что системное взаимодействие компонентов механизма обобщается в стратегических направлениях обеспечения конкурентоспособности, к которым следует отнести диверсификацию, интеграцию, управление затратами, обеспечение инновационного и уравновешенного развития, обоснование и внедрение маркетинговой концепции управления хозяйственной деятельностью.
Theoretical and practical significance of the article lies in the development of conceptual provisions of the process of strategic management of the competitiveness of production and business structures of the food industry, which, unlike traditional approaches, summarizes the principles and functions of this process, and also interprets the effect of the components of the competitiveness management mechanism, in particular: tools, leverage and incentives. It is proved that the key element of the process of formation of competitiveness of the subject is its management, associated with the creation and maintenance of competitive advantages through a targeted impact on the economic activity of the enterprise. The properties of the competitiveness management process from the point of view of the systems approach are revealed. A multifactor classification of the functions of managing the competitiveness of production and business structures according to such criteria as the stage of achieving the goals, the stage of development of the management system, the goals of ensuring competitiveness and the nature of management actions are proposed. It is established that managerial activity is realized with the help of the competitiveness management mechanism, in particular its methods, tools, levers and incentives. It is revealed that the systemic interaction of the components of the mechanism is summarized in the strategic directions of ensuring competitiveness, which include diversification, integration, cost management, ensuring innovative and balanced development, substantiation and implementation of the marketing concept of business management.