НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗРЕЗЕ: ПРИМЕНЕНИЕ СТАДИАЛЬНОГО ПОДХОДА

TAX PLANNING IN THE REGIONAL SECTION: APPLICATION OF THE STADIAL APPROACH

Шмакова Марина Валерьевна

Shmakova Marina Valeryevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 4(29) 30.11.2019

В статье рассмотрены подходы к определению категории налоговое планирование. В результате осуществленной систематизации, отмечено принципиальное отличие в идентификации данной категории на макро- и микроуровнях. Так, на макроуровне налоговое планирование рассматривается в качестве максимальной мобилизации резервов, способа решения общегосударственных задач, а также как имеющийся налоговый потенциал территории, в то время как на микроуровне осуществление процедур налогового планирования нацелены на минимизацию налогового бремени, или его оптимизацию. В результате анализа плановых и фактических показателей поступлений налоговых доходов в бюджет Республики Башкортостан, произведенного на основе данных Федерального казначейства о финансовых результатах деятельности Республики Башкортостан из Отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2015 - 2017 гг., выявлены неоднократные неточности налоговых прогнозов. Кроме того, в контексте учета институциональной компоненты выделены факторы, влияющие на неточность налоговых прогнозов, например, снижение деловой активности предпринимательского сектора, а также снижение активности домохозяйств, являющихся побочными эффектами ухудшения экономической обстановки в целом, а также характерными для стадии упадка территории. Во избежание усугубления ситуации при сохранении сложившихся тенденций и игнорирования возможности перехода на более благоприятную стадию развития, обоснована необходимость учета стадиальной идентификации территорий при проведении процедур налогового планирования.
The article considers approaches to determining the category of tax planning. As a result of the systematization, a fundamental difference was noted in the identification of this category at the macro and micro levels. So, at the macro level, tax planning is considered as the maximum mobilization of reserves, a way to solve national problems, as well as the existing tax potential of the territory, while at the micro level, the implementation of tax planning procedures is aimed at minimizing the tax burden, or optimizing it. As a result of the analysis of planned and actual indicators of tax revenues to the budget of the Republic of Bashkortostan, made on the basis of the data on the financial results of the activities of the Republic of Bashkortostan from the Reports on the execution of the consolidated budget of the constituent entity of the Russian Federation and the budget of the territorial state extra-budgetary fund for 2015-2017, the repeated inaccuracies in tax forecasts. In addition, in the context of taking into account the institutional component, factors were identified that affect the inaccuracy of tax forecasts, for example, a decrease in business activity of the entrepreneurial sector, as well as a decrease in the activity of households, which are side effects of the deteriorating economic situation as a whole, and also characteristic of the stage of territory decline. In order to avoid aggravation of the situation while maintaining existing trends and ignoring the possibility of moving to a more favorable stage of development, the necessity of taking into account the stage-by-stage identification of territories when carrying out tax planning procedures is justified.