О РАЗВИТИИ ДИСТРИБЬЮТОРСКОГО СЕКТОРА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ

ON DEVELOPMENT OF THE DISTRIBUTION SECTOR OF THE PHARMACEUTICAL MARKET OF RUSSIA

КВАЧАХИЯ Лексо Лорикович

KVACHAKHIA Lekso Lorikovic

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(35) 30.05.2021

Дистрибьюторские компании являются промежуточным звеном между фармацевтическими производителями и розничными сетями, выполняя важную роль не только в обеспечении населения необходимыми фармацевтическими товарами, но и способствуя активному развитию фармацевтической отрасли. Важная роль дистрибьюторского звена состоит в организации эффективной логистики товародвижения на фармацевтическом рынке, что ранее делало дистрибьюцию доминирующей в товаропроводящей цепочке. Однако в последние годы, с развитием интернет-торговли, ситуация несколько изменилась, в результате чего значимость дистрибьюторского звена стала снижаться и в данном секторе фармацевтического рынка произошли структурные изменения. В ходе исследования проведен анализ показателей динамики и структуры дистрибьюторского сектора фармацевтического рынка России в 2015-2019 гг., выявлены основные тенденции и их причины. Установлено, что сегодня дистрибьюторский сектор фармацевтического рынка России, как и прежде, является высоко концентрированным, о чем свидетельствует тот факт, что на топ -3 дистрибьютеров приходится более 40% от общего объёма продаж, а на топ-5 - более 50%. По состоянию на 2019 году лидерами по объему продаж являются такие дистрибьюторские компании, как Протек, Пульс и Катрен, доля которых в общем объеме продаж равна 14,8%, 14,3% и 13,3% соответственно. Несмотря на рост стоимостного объема продаж в дистрибьюторском сегменте, удельный вес лидирующих компаний снижается вследствие изменения рыночной конъюнктуры и наступления экономического кризиса.
РФ,фармацевтический рынок,оптовая торговля,дистрибьюторы,доля рынка,рыночная концентрация
Distribution companies are an intermediate link between pharmaceutical manufacturers and retail chains, playing an important role not only in providing the population with the necessary pharmaceutical products, but also contributing to the active development of the pharmaceutical industry. An important role of the distribution link is to organize efficient logistics of goods distribution in the pharmaceutical market, which previously made distribution dominant in the distribution chain. However, in recent years, with the development of e-commerce, the situation has changed somewhat, as a result of which the importance of the distribution link began to decline and structural changes took place in this sector of the pharmaceutical market. The study analyzed the dynamics and structure of the distribution sector of the Russian pharmaceutical market in 2015-2019, identified the main trends and their causes. It has been established that today the distribution sector of the Russian pharmaceutical market, as before, is highly concentrated, as evidenced by the fact that the top-3 distributors account for more than 40% of the total sales, and the top-5 - more than 50%. As of 2019, the leaders in terms of sales are such distribution companies as Protek, Pulse and Katren, whose share in the total sales volume is 14.8%, 14.3% and 13.3%, respectively. Despite the growth in the value of sales in the distribution segment, the share of leading companies is declining due to changes in market conditions and the onset of the economic crisis.
RF,pharmaceutical market,wholesale trade,distributors,market share,market concentration