ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ СТРУКТУРЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

ON CHANGES IN THE DOMESTIC PHARMACEUTICAL MARKET STRUCTURE UNDER THE CONDITIONS OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC

ОВОД Алла Ивановна

OVOD Alla Ivanovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 3(36) 30.08.2021

Сложившаяся ситуация, связанная с началом коронавируса, неизбежно привела к структурным сдвигам на фармацевтическом рынке, а также стала толчком для появления принципиально новых направлений, в результате чего влияние пандемии можно расценивать положительно. Вместе с тем, неготовность фармацевтической отрасли к таким эпидемиологическим вызовам способствовала появлению ряда негативных тенденций на рынке, таких как дефицит отдельных видов фармацевтической продукции и существенный рост цен на них. На текущем этапе развития отечественного фармацевтического рынка в его структуре преобладают дженерики импортного происхождения, что обусловлено их более низкой стоимостью по сравнению с оригинальными препаратами известных брендов. В ходе исследования рассмотрено изменение структуры отечественного фармацевтического рынка в условиях пандемии коронавируса на основе оценки его динамики в разрезе оригинальности ЛП, страны происхождения, вхождения в перечень ЖНВЛП и порядка аптечного отпуска в 2016-2020 гг. Установлено, что на фоне пандемии коронавируса на отечественном фармацевтическом рынке произошло определённые структурные преобразования, обусловленные влиянием сложившейся эпидемиологической ситуации. Если прежде основу рынка составляли дженериковые лекарственные препараты, на долю которых приходилось порядка 64% объема продаж и 87% - от общего числа проданных на рынке упаковок, то к 2020 году произошло снижение продаж дженериков до 56% в стоимостном выражении и 84% - в натуральном. В контексте страны-происхождения продукции структуры рынка также претерпела изменения в пользу увеличения доли отечественных препаратов до 44% стоимостного объема продаж и 69% - натурального объема.
фармацевтический рынок РФ,динамика продаж,структура фармацевтического рынка,пандемия коронавируса
The current situation associated with the onset of the coronavirus inevitably led to structural shifts in the pharmaceutical market, and also became an impetus for the emergence of fundamentally new directions, as a result of which the impact of the pandemic can be assessed positively. At the same time, the unpreparedness of the pharmaceutical industry for such epidemiological challenges contributed to the emergence of a number of negative trends in the market, such as a shortage of certain types of pharmaceutical products and a significant increase in prices for them. At the current stage of development of the domestic pharmaceutical market, generics of imported origin prevail in its structure, which is due to their lower cost compared to original drugs of well-known brands. The study examined the change in the structure of the domestic pharmaceutical market in the context of the coronavirus pandemic based on an assessment of its dynamics in the context of drug originality, country of origin, entry into the VED list and the order of pharmacy dispensing in 2016-2020. It was found that against the background of the coronavirus pandemic, certain structural transformations took place in the domestic pharmaceutical market due to the influence of the current epidemiological situation. If earlier the market was based on generic drugs, which accounted for about 64% of the sales volume and 87% of the total number of packages sold on the market, then by 2020 there was a decrease in sales of generics to 56% in value terms and 84% in physical terms. ... In the context of the country of origin of the products, the market structure also underwent changes in favor of increasing the share of domestic drugs to 44% of the sales value and 69% of the volume.
Russian pharmaceutical market,sales dynamics,pharmaceutical market structure,coronavirus pandemic