РАЗРАБРОТКА ОПЕРАЦИОННЫХ БЮДЖЕТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КОНТРОЛЛИНГА ТОРГОВОЙ СЕТИ

DEVELOPMENT OF OPERATIONAL BUDGETS FOR CONTROLLING OF RETAIL CHAIN STORES

Бубновская Татьяна Викторовна, Наумова Ирина Евгеньевна

Bubnovskaya Tatiana Viktorovna, Naumova Irina Evgenyevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(27) 31.05.2019

В современной действительности рыночных условий выживание и эффективное функционирование торговых организаций построено на соответствующей системе информационного обеспечения, основными элементами которой являются контроллинг и бюджетирование. В статье уделено внимание бюджетированию как эффективному инструменту контроллинга розничной торговой сети. Бюджетирование в системе управления выступает как основа планирования, принятия экономических и управленческих решений, оценки аспектов финансовой состоятельности, укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов структурных подразделений интересам компании в целом. Отмечено, что принцип использования инструмента бюджетирования в контроллинге напрямую зависит от вида деятельности компании. Поставлены требования, по которым определяется эффективность данного инструмента контроллинга. Описана специфика сетевого ритейла и особенности торговой деятельности, влияющие на структуру операционных бюджетов, которые в свою очередь являются отправной точкой в процессе бюджетирования. Разработаны статьи и показатели основных операционных бюджетов для крупных компаний сетевого ритейла: бюджета продаж, бюджета закупок, бюджета коммерческих расходов. Сформированные бюджеты обеспечат руководителей ритейл-компаний информационно-аналитической поддержкой при принятии качественных управленческих решений с целью формирования наилучших результатов деятельности организации.
In modern reality of market conditions, survival and effective functioning of trade organizations is constructed on the corresponding system of information support, which the main on controlling and budgeting. In article attention is paid to budgeting as the effective instrument of controlling of retail chain stores. Budgeting in a control system is base of planning for management decision-making, assessment of aspects of financial solvency, strengthening of financial discipline and submission of interests of structural divisions to the interests of the company in general. It is noted that the principle of use of the budgeting instrument in controlling directly depends on a type of activity of the company. Requirements by which the efficiency of this instrument of controlling is determined are defined. It is described the specifics of network retail and feature of trade activity affecting structure of operational budgets which in turn are a starting point in the course of budgeting. Indicators of the main operational budgets are drafted for the large companies of network retail: budget of sales, budget of purchases, budget of business expenses. The created budgets will provide heads retail companies with information and analytical support at adoption of qualitative management decisions for the purpose of formation of the best results of activity of the organization.