СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

SYSTEMATIZATION OF INDICATORS OF ELECTRONIC TRADE DEVELOPMENT

Майорова Елена Александровна, Никишин Александр Фёдорович, Панкина Татьяна Викторовна

Mayorova Elena Aleksandrovna, Nikishin Aleksandr Fedorovich, Pankina Tatyana Viktorovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 1(30) 29.02.2020

Мировой оборот электронной торговли устойчиво возрастает, его доля в обороте розничной торговли тоже увеличивается. Те же тенденции характерны для развития электронной торговли в России. Распространение электронной торговли вызывает потребность в инструментах оценки уровня ее развития. В этой связи цель статьи - предложить систему показателей, позволяющих оценить уровень развития электронной торговли государства (региона). В результате для оценки развития электронной торговли государства (региона) предложено применять систему частных и обобщающих показателей. Частные показатели классифицируются на две группы. Первая группа характеризует развитие электронной торговли на внутреннем рынке и включает шестнадцать показателей. Вторая группа характеризует развитие электронной торговли на внешнем рынке и включает восемь показателей. На основе частных показателей предлагается определять промежуточные показатели развития внутренней и внешней электронной торговли, которые, в свою очередь, позволяют рассчитать обобщающий (интегральный) показатель развития электронной торговли. На основе обобщающего показателя может быть дана общая оценка развитию электронной торговли в государстве (регионе) относительно поставленных целей, а также построен государств (регионов), который позволит охарактеризовать развитие электронной торговли в мире.
The global e-commerce turnover is steadily increasing; its share in the retail trade turnover is also increasing. The same trends are characteristic for the development of electronic commerce in Russia. The proliferation of electronic commerce necessitates tools to assess its level of development. In this regard, the purpose of the article is to propose a system of indicators to assess the level of development of electronic commerce in a state (region). As a result, it is proposed to use a system of individual and general indicators to assess the development of electronic commerce in a state (region). Individual indicators are classified into two groups. The first group characterizes the development of electronic commerce in the domestic market and includes sixteen indicators. The second group characterizes the development of electronic commerce in the foreign market and includes eight indicators. Based on individual indicators, it is proposed to determine intermediate indicators of the development of internal and external electronic commerce, which, in turn, allow us to calculate a generalized (integral) indicator of the development of electronic commerce. On the basis of a generalizing indicator, a general assessment can be made of the development of electronic commerce in a state (region) with respect to the goals set, as well as the construction of states (regions), which will characterize the development of electronic commerce in the world.