СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ

SYSTEMIC PROBLEMS OF TRANSPORT DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN ARCTIC

СЕРОВА Наталья Александровна, СЕРОВА Валентина Анатольевна

SEROVA Natalia Aleksandrovna, SEROVA Valentina Anatolyevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 1(34) 28.02.2021

Цель: выявление системных проблем развития транспортной инфраструктуры российской Арктики. Методы : проведен анализ основных тенденций и особенностей развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в 2000-2018 гг. Наиболее детально рассмотрены тенденции развития автомобильного и железнодорожного видов транспорта, т.к. официальная статистика предоставляет наиболее полную информацию только по ним. Для анализа динамики обеспеченности арктических регионов наземной транспортной инфраструктурой, использован коэффициент Энгеля, поскольку он рассчитывается с учетом площади и численности населения (это важное обстоятельство для арктических регионов, ввиду их крайней малонаселенности и масштабов территорий). Результаты: выявлено что, несмотря на некоторые положительные тренды, транспортная инфраструктура АЗРФ по-прежнему характеризуется рядом проблем. Научная новизна: обосновано, что объективные трудности развития транспортной инфраструктуры в арктических регионах обусловлены не только сложными природно-географическими условиями, но и систематическим недофинансированием транспортной отрасли и нехваткой инфраструктурных инвестиций, прежде всего в социально-значимые проекты, обеспечивающие внутрирегиональные и межрегиональные транспортные связи. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности, а также органами государственной власти при подготовке программно-целевых документов по развитию транспортной инфраструктуры арктических регионов.
Арктическая зона,транспорт,транспортная инфраструктура,Северный морской путь,автомобильный транспорт,железнодорожный транспорт,транспортная обеспеченность,Комплексный план модернизации
Purpose: to identify systemic problems in the development of transport infrastructure in the Russian Arctic. Methods: the analysis of the main trends and features of the development of the transport infrastructure of the Arctic zone of the Russian Federation (AZRF) in 2000-2018 was carried out. Trends in the development of road and rail transport are considered in the most detail. official statistics provides the most complete information only on them. To analyze the dynamics of the provision of land transport infrastructure in the Arctic regions, the Engel coefficient was used, since it is calculated taking into account the area and population size (this is an important circumstance for the Arctic regions, due to their extremely sparse population and the size of the territories). Results: it was revealed that, despite some positive trends, the transport infrastructure of the Russian Arctic is still characterized by a number of problems. Scientific novelty: it is substantiated that the objective difficulties in the development of transport infrastructure in the Arctic regions are caused not only by difficult natural and geographical conditions, but also by systematic underfunding of the transport industry and a lack of infrastructure investments, primarily in socially significant projects that provide intraregional and interregional transport links. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and teaching activities, as well as by public authorities in the preparation of target-oriented documents for the development of the transport infrastructure of the Arctic regions.
Arctic zone,transport,transport infrastructure,Northern Sea Route,road transport,rail transport,transport provision,Comprehensive modernization plan