СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА: КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

SOCIAL POLICY: COMMERCIALIZATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM IN THE POST-SOVIET PERIOD

КОРОТКОВА Мария Николаевна

KOROTKOVA Mariya Nikolaevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(35) 30.05.2021

Объектом исследования является социальная политика государства. Предметом исследования - коммерциализация системы здравоохранения в постсоветский период. В статье рассматриваются такие вопросы как цели, механизмы реализации, практические результаты внедрения коммерческой медицины в систему здравоохранения в контексте общей политики модернизации с учетом позиции медицинских работников и граждан России. В работе были использованы: нормативно-правовые акты, суждения первых лиц государства, официальная статистика, результаты социологических опросов, в том числе авторского опроса (который проводился на базе 51 медицинского учреждения Пермского края). Среди основных выводов статьи необходимо назвать следующие. Под коммерциализацией следует понимать комплекс мероприятий, направленный на создание рыночных отношений в системе здравоохранения. Коммерциализация реализуется за счет проведения приватизации, расширения сферы платных слуг, развития конкурентной среды и внедрения государственно-частного партнерства. К ожидаемым государством результатам коммерциализации системы здравоохранения следует причислить: сокращение бюджетных трат, повышение качества медицинской помощи, развитие и внедрение высоких технологий. На сегодняшний момент исчерпаны возможности для дальнейшего роста доли платных услуг в общем объеме оказываемых медицинских услуг и возможности для расширения зоны приватизации. Данное обстоятельство стимулирует государство на более активное внедрение и развитие ГЧП сегодня. Отношение рядовых граждан и медицинских работников к коммерциализации системы здравоохранения является негативно-нейтральным (среди основных причин: дороговизна и вынужденный характер услуг, снижение доступности бесплатной медицинской помощи).
социальная политика,модернизация,оптимизация,коммерциализация,платные медицинские услуги,государственно-частное партнёрство,концессии,аутсорсинг,приватизация,социологический опрос
The study focuses on the social policies. The research subject is commercialization of the health care system in the post-Soviet period. The article deals with such issues as the objectives, implementation mechanisms and practical results of commercial medicine in the health care system as the part of modernization, as well as the attitude of medical personnel and Russian citizens. The article uses: general documents, speech by top public officials, official statistics, and results of sociological surveys, including the author’s survey (which was conducted on the basis of 51 medical institutions of the Perm region). Commercialization should be understood as a set of measures aimed at transit of market principles in the health care system. Commercialization is carried out through privatization, the expansion of paid services, the development of competition and the introduction of public-private partnerships. Expected results of commercialization: reduced budget spending, improved quality of care, development and introduction of high technology. At present, there is no room for further growth paid services in total health services and for the expansion of privatization. This situation encourages the Government to increase the development of public-private partnerships today. The attitude of Russian citizens and medical personnel towards the commercialization of the health care system is negative-neutral (among the main reasons: the high cost and forced nature of paid services, reduced availability of free medical care).
social policy,modernization of the health care system,optimization,commercialization,paid health services,public-private partnerships,concessions,outsourcing,privatization,social survey