СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

THE STRATEGIC FUNCTION OF PROCUREMENT ACTIVITIES OF THE ENTERPRISES

Груздев Георгий Васильевич, Жиряков Сергей Николаевич

Gruzdev Georgy Vasilyevich, Zhiryakov Sergey Nikolaevich

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(27) 31.05.2019

В статье рассматривается изменение роли закупочной деятельности в функционировании российских предприятий. Предложено новое определение закупочной деятельности как внутрифирменного ресурсно-обеспечивающего сервиса, направленного на удовлетворение потребностей в товарно-материальных ценностях и услугах действующего предприятия в ходе реализации его текущих и стратегических целей. Многочисленные факторы экономического, технологического, политического характера привели к возрастанию роли закупок в обеспечении эффективности производственно-коммерческой деятельности товаропроизводителей. Под их воздействием традиционная для закупочных отделов сервисная функция, связанная с обеспечением заказов внутрифирменных потребителей, расширяется и дополняется стратегической функцией, которая проявляется как в планировании закупок, так и в динамичном установлении стратегических взаимосвязей с поставщиками. В этой связи выделяется две стадии развития закупочной деятельности предприятий: транзакционная стадия, на которой доминирует сервисная функция закупок, и интеграционная стадия, отличительной чертой которой является внутренняя (взаимодействие с подразделениями предприятия) и внешняя интеграция (построение интегрированных цепей поставок). Стратегическая функция на этой стадии приобретает доминирующее значение, а ее основной задачей становится достижение синергии в цепях поставок.
The article discusses the change in the role of procurement in the functioning of Russian enterprises. A new definition of procurement activity as an in-house resource-providing service aimed at meeting the needs for commodity-material values and services of all processes and procedures of the operating enterprise in the course of implementation of its current and strategic goals is proposed. Numerous factors of economic, technological, political nature have led to the increasing role of procurement in ensuring the efficiency of production and commercial activities of commodity producers. Under their influence, the traditional service function for procurement departments related to the provision of orders of internal consumers is expanded and supplemented by a strategic function, which is manifested both in procurement planning and in the dynamic structuring of market relations and the establishment of strategic relationships with suppliers. In this regard, there are two stages of development of procurement activities of enterprises: the transactional stage, which is dominated by the service function of procurement, and the integration stage, a distinctive feature of which is the internal (interaction with business units) and external integration (construction of integrated supply chains). The strategic function at this stage becomes dominant, and its main task is to achieve synergy in supply chains.