ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC IMPORTANCE OF HIGHER EDUCATION

МОЛОКОВА Елена Леонидовна

MOLOKOVA Elena Leonidovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 3(36) 30.08.2021

В работе представлен краткий обобщающий анализ методологических подходов к оценке роли высшего образования в социально-экономическом развитии общества. Актуальность систематизации методологии оценки роли высшего образования обусловлена необходимостью совершенствования государственной политики и повышения эффективности целеполагания в изучаемой сфере, в основу которых должна быть положена объективная оценка системы высшего образования как фактора и механизма общественного развития. Современная трансформация системы высшего образования из закрытой и линейно развивающейся системы в открытую и включенную в процессы национального и территориального развития систему требуют адекватной оценки ее значения для устойчивого развития. Идентифицированные условные направления исследований роли системы высшего образования (СВО), а также существующие основные методики позволили выделить некоторую совокупность проблем, снижающих объективность оценок, в частности, обусловленность результата начальным человеческим капиталом и качеством образовательного блага зависимых от конкретного университета или потребителя. Отмечено, что высокая интенсивность развития общественных отношений диктует необходимость смены и расширения миссии университетов, что делает востребованной разработку новейшей методологии анализа и включения в нее всего спектра их функций от образовательной и научной до социально-культурной и гуманитарной деятельности.
система высшего образования,оценка роли и вклада высшего образования,социально-экономическое развитие
The paper presents a brief summarising analysis of methodological approaches to assessing the role of higher education in socio-economic development of society. The relevance of systematization of methodology for assessing the role of higher education is due to the need to improve public policy and increase the efficiency of goal-setting in the area under study, which should be based on an objective assessment of the higher education system as a factor and mechanism of social development. The modern transformation of the system of higher education from a closed and linearly developing system to an open and included in the processes of national and territorial development requires an adequate assessment of its importance for sustainable development. The identified conditional areas of research on the role of the higher education system (HES) and the main methodologies have highlighted a certain set of problems that reduce the objectivity of assessments, in particular the conditionality of the result on the initial human capital and the quality of educational benefit dependent on the particular university and the consumer. It is noted that the high intensity of development of social relations dictates the need to change and expand the mission of universities, which makes the development of the latest methodology of analysis and inclusion of the full range of their functions from educational and scientific, to socio-cultural and humanitarian activities demanded.
higher education system,assessment of the role and contribution of higher education,socio-economic development