ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

TERRITORIAL MARKETING AS A TOOL FOR STRATEGIC DEVELOPMENT MANAGEMENT

Кириллова Светлана Александровна

Kirillova Svetlana Aleksandrovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 4(29) 30.11.2019

Предметом исследования является рассмотрение вопросов использования инструментов территориального маркетинга в целях повышения конкурентоспособности территорий. Выполнен анализ существующих подходов к определению категории «региональный маркетинг», на основе которого обосновано авторское определение исследуемой категории. Автором анализируется опыт стратегического планирования в регионах Российской Федерации и зарубежных странах, сформулированы выводы о системном характере использования принципов территориального маркетинга в программных документах развития зарубежных территорий и фрагментарный - в практике стратегического планирования территориального развития российских регионов. На основе анализа туристско-рекреационного потенциала Мелеузовского района Республики Башкортостан сделан вывод о целесообразности создания и развития в районе туристско-рекреационного кластера «Нугуш», выявлены основные ограничения развития туризма на территории будущего кластера. На базе методологии территориального маркетинга в рамках стратегий маркетинга имиджа и маркетинга инфраструктуры сформированы основные мероприятия для развития туристской сферы Мелеузовского района и продвижению его как привлекательного места для туризма и отдыха. В том числе, представлен опыт по формированию на примере концепции туристского бренда территории, учитывающей не только объективные характеристики его территориальной идентичности, но и субъективное мнение респондентов по поводу особенностей и конкурентных преимуществ района.
The article is devoted to consideration the questions of use of instruments territorial marketing for improving competitiveness of territories. The analysis of the existing approaches to determination of category "regional marketing" on the basis of which author's determination of the studied category is proved is made. The author analyzes experience of strategic planning in regions of the Russian Federation and foreign countries, outputs about the system nature of use of the principles of territorial marketing in program documents of development of foreign territories and fragmentary - in practice of strategic planning of territorial development of Russian regions are formulated. On the basis of the analysis of tourist and recreational capacity of the Meleuzovsky district, Republic of Bashkortostan, the conclusion is drawn on expediency of creation and development around a tourist and recreational cluster Nugush, the main restrictions of development of tourism in the territory of future cluster are revealed. On the basis of methodology of territorial marketing within marketing strategies of image and marketing of infrastructure the main actions for development of the tourist sphere of Meleuzovsky district and to its advance as attractive place for tourism and rest are created. Including, experiment on forming on the example of the concept of a tourist brand of the territory considering not only objective characteristics of its territorial identity, but also subjective opinion of respondents on features and competitive advantages of the area is presented.