ТОННАЖНЫЙ НАЛОГ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СУДОХОДСТВА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

TONNAGE TAX AS A TOOL TO STIMULATE DEVELOPMENT OF NATIONAL SHIPPING IN THE ARCTIC REGION

Скрипниченко Владимир Александрович, Антипов Евгений Олегович

Skripnichenko Vladimir Alexandrovich, Antipov Evgeny Olegovich

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 3(28) 31.08.2019

Отрасль судоходства в России, в целом, и в Арктическом регионе, в частности, имеет мощный промышленный потенциал. Системное освоение ресурсных возможностей арктического шельфа и развитие транспортной инфраструктуры Северного морского пути являются для России главными составляющими государственной политики в Арктическом регионе. В данном контексте актуализируются вопросы выбора рациональных и эффективных инструментов стимулирования развития национального судоходства в АЗРФ. Капиталоемкость судоходной отрасли предполагает необходимость использования инструментов стимулирования ее развития для каждой морской державы, поэтому традиционно используют такие из них, как: налогообложение тоннажа, режимы государственной поддержки судоходства. Также судоходство стремительно развивается в странах с благоприятной системой налогообложения. Например, для нивелирования двойного налогообложения используются международные договоры, а для привлечения иностранных компаний перевозчиков внедряется особый режим уплаты обязательных платежей. Страны, для которых судоходный бизнес является важным, рассматривают налоговые льготы как важное средство привлечения инвестиций в данную отрасль. С одной стороны, укрепление транснациональных компаний заставляет государства оптимизировать свои налоговые режимы с целью увеличения привлекательности для предприятий всего мира. С другой стороны, кризис на мировом фрахтовом рынке, тенденции консолидации рынков и смещение балансов мировой торговли, побуждают судоходные компании пересматривать свои бизнес-модели, делать их более гибкими для сохранения конкурентоспособности. Принимая во внимание вышеизложенное, в статье обоснована целесообразность использования в России тоннажного налогообложения, которое позволит создать в АЗРФ дополнительные преимущества судоходным компаниям, будет способствовать дальнейшему развитию морских перевозок, а также социально-экономическому развитию региона в целом.
The shipping industry in Russia in general and in the Arctic region in particular has a strong industrial potential. The systematic development of the resource potential of the Arctic shelf and the development of the transport infrastructure of the Northern Sea Route are becoming the main components of state policy for Russia. In this context, the issues of choosing rational and effective tools to stimulate the development of national shipping in the Arctic region are being actualized. The capital intensity of the shipping industry creates prerequisites for the development of shipping incentives for each maritime power, which is why traditionally they are used such as tonnage taxation methods, shipping development incentives, and shipping is developing rapidly in countries with a favorable tax system, and double taxation is used internationally. contracts, and a special tax regime is used to attract foreign carrier companies. for non-resident companies. Countries for which shipping is an important business consider tax breaks an important tool for encouraging investment in this industry. On the one hand, the strengthening of transnational companies forces states to optimize their tax regimes in order to increase the attractiveness for enterprises all over the world. On the other hand, the crisis in the global freight market, the tendency to consolidate markets and the shift in world trade balances, encourage shipping companies to revise their business models and make them more flexible in order to remain competitive. Taking into account the above, the article substantiates the expediency of using tonnage taxation in Russia, which will benefit additional shipping companies in the Russian Arctic and will contribute to the further development of maritime transport and the socio-economic development of the region.