ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

DIGITALIZATION OF EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC: TRENDS, PROBLEMS, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

ГАРИПОВА Зухра Фанусовна

GARIPOVA Zukhra Fanusovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 3(36) 30.08.2021

Рассматриваются вопросы цифровизации системы образования и вынужденного обязательного дистанционного обучением в условиях объявленной пандемии COVID-19. Систематизированы реализуемые государственные меры, направленные на повышение эффективности процесса цифровизации системы образования и смежных отраслей в условиях дефицита требуемых для реализации цифровой трансформации квалифицированных кадров на российском рынке труда. Изложены основные факторы, тормозящие процесс цифровизации, и необходимые условия, способствующие ее развитию. Задача государства активно участвовать в процессе цифровизации социальной инфраструктуры, в том числе образования, являющихся базовыми для общественного развития, с целью усилить позитивные тенденции и предотвратить негативные последствия ее влияния на жизнедеятельность человека и общества в целом. Приведены изменения потребительского спроса на образовательные контенты во время пандемии, способствующие активному развитию образовательных технологий EdTech и превращению их в автономную сферу образования. Это свидетельствует о наступившем переломном моменте в развитии системы образования, когда наряду с ее планомерным реформированием со стороны государства, происходит нерегулируемое стихийное изменение спроса, импульсом которому послужила ускоряющаяся цифровизация всех сфер жизни, вызванная, в том числе, пандемией COVID-19. Для того, чтобы повысить эффективность процесса обучения, а также с целью нивелирования негативных последствия его цифровизации предлагается комплекс мероприятий, который направлен на разносторонний охват данного процесса.
цифровая экономика,цифровизация образования,образовательные технологии EdTech,дистанционное обучение,онлайн курсы
The issues of digitalization of the education system and forced compulsory distance learning in the context of the declared COVID-19 pandemic are considered. The article systematizes the implemented state measures aimed at improving the efficiency of the process of digitalization of the education system and related industries in the context of a shortage of qualified personnel required for the implementation of digital transformation in the Russian labor market. The main factors hindering the process of digitalization and the necessary conditions for its development are outlined. The task of the state is to actively participate in the process of digitalization of social infrastructure, including education, which are basic for social development, in order to strengthen positive trends and prevent negative consequences of its impact on the life of a person and society as a whole. Changes in consumer demand for educational content during the pandemic, contributing to the active development of EdTech educational technologies and their transformation into an autonomous field of education, are presented. This indicates a turning point in the development of the education system, when, along with its systematic reform by the state, there is an unregulated spontaneous change in demand, the impetus for which was the accelerating digitalization of all spheres of life, caused, among other things, by the COVID-19 pandemic. In order to increase the effectiveness of the learning process, as well as to offset the negative consequences of its digitalization, a set of measures is proposed, which is aimed at a comprehensive coverage of this process.
digital economy,digitalization of education,EdTech educational technologies,distance learning,online courses