УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

UNIVERSITY RESEARCH ACTIVITIES: INSTITUTIONAL RESEARCH METHODOLOGY

Молокова Елена Леонидовна

Molokova Elena Leonidovna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 4(33) 30.11.2020

Статья посвящена характеристике потенциала институциональной исследовательской программы в изучении университетской научной деятельности. Оценка методологических возможностей ряда институциональных теорий показала, что каждая из них имеет инструментарий, позволяющий комплексно описать заявленный объект исследования. При этом использование отдельных теорий в совокупности усиливает продуктивность институциональной исследовательской программы в изучении университетской науки. Показано, что как новый, так и старый институционализм дает исследователю гносеологические возможности изучения научной деятельности. Объектом заявленного исследования является университетская научная деятельность как общественное отношение, включающее совокупность взаимодействий акторов, реализующихся с разной долей эффективности. Показано, что операциональность методологии широкого спектра теорий институциональной исследовательской программы обусловлена спецификой организации университетской науки, которая, являясь в большинстве случаев коллективным действием, характеризуется наличием зачастую не гармонизированных интересов, различных по силе влияния возможностей, а также условий для формирования оппортунистического и рентоориентированного поведения, институциональных ловушек и других институциональных дисфункций. При этом университетская наука как социальный институт имеет не стабильную институциональную среду, подверженную постоянным трансформациям и разноуровневому регулирующему воздействию от университетского до государственного и международного уровня.
The article is devoted to characterizing the potential of the institutional research programme in studying university research activities. The evaluation of the methodological potential of a number of institutional theories has shown that each of them has a toolkit that allows to describe the declared object of research in a comprehensive way. At the same time, the use of individual theories in the aggregate increases the productivity of the institutional research program in the study of university science. It is shown that both new and old institutionalism gives a researcher gnoseological opportunities to study scientific activity. The object of the stated research is the university scientific activity as a public attitude, which includes a set of actors' interactions, which are implemented with different shares of efficiency. It is shown that the operationality of the methodology of a wide range of theories of the institutional research program is due to the specifics of the organization of university science, which, being in most cases a collective action, is characterized by the presence of often not harmonized interests, different in power of influence of opportunities, as well as conditions for the formation of opportunistic and rent-oriented behavior, institutional traps and other institutional dysfunctions. At the same time, university science, as a social institution, has an unstable institutional environment, subject to constant transformations and multilevel regulatory impact from the university to the state and international levels.