УПРАВЛЕНИЕ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕОРИИ РАСПИСАНИЯ И ГЕНЕТИЧЕСКИХ АЛГОРИТМОВ

MANAGEMENT OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES USING SCHEDULE THEORY AND GENETIC ALGORITHMS

ГАЛАКТИОНОВА Елена Сергеевна, КОРЫТОВА Татьяна Валентиновна, АВАДЭНИ Юлия Ивановна, ГРАМАТЧИКОВА Виктория Евгеньевна

GALAKTIONOVA Elena Sergeevna, KORYTOVA Tatyana Valentinovna, AVADENI Yulia Ivanovna, GRAMATCHIKOVA Victoria Evgenievna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(35) 30.05.2021

С помощью математических методов и информационных технологий возможно оптимизировать грузоперевозки. Решение задач построения расписания грузоперевозок позволяет провести оптимизацию деятельности автотранспортных предприятий. Задача построения расписаний решалась на примере отправки грузов мелкими отправками, то есть доставка небольших партий продукции (до 20 т.) от одного производителя одним транспортным средством конечному числу разных грузополучателей. Исследование проводилось на примере города, было выделено два типа городов с учетом особенностей грузоперевозок в них. На основании анализа автотранспортных предприятий в городах первого и второго типа выполнена общая постановка задачи в терминах бинарного программирования построения оптимального расписания при перевозке грузов мелкими отправками в городе. Построение расписаний осуществлялось с применением генетических алгоритмов в Matlab 2009. С применением разработанного генетического алгоритма построено 100 расписаний для первого и второго варианта. Анализ результатов применения генетического алгоритма позволил сделать вывод, что при любом отдельном запуске программы может быть получено оптимальное по значению целевой функции решение. Построены диаграммы с количеством и процентами чисел машин, выпускаемых в отдельную смену отдельного дня недели, для двух тысячекратных запусков (для городов первого и второго классов). Различие между построенными расписаниями заключалось в том, что для городов первого класса максимальное число машин, выпускаемых (согласно оптимизированному расписанию) в отдельную смену отдельного дня недели, может достигать 4 (максимально), а для городов второго класса - только 3 (максимально). С применением кластерного анализа проводился анализ различий. Построенные расписания в большинстве случаев уникальны, любое из них может быть использовано при организации грузоперевозок мелкими отправками в городах первого и второго типа, что позволяет сократить временные и другие ресурсы автотранспортных предприятий в рамках их деятельности.
автотранспортные предприятия,управление,расписания,теория расписаний,генетические алгоритмы
With the help of mathematical methods and information technology, it is possible to optimize cargo transportation. Solving the problems of constructing a cargo transportation schedule allows you to optimize the activities of road transport enterprises. The task of constructing schedules was solved by the example of sending goods in small shipments, that is, the delivery of small batches of products (up to 20 tons) from one manufacturer by one vehicle to a finite number of different consignees. The study was carried out on the example of a city; two types of cities were identified, taking into account the peculiarities of cargo transportation in them. Based on the analysis of road transport enterprises in cities of the first and second types, a general formulation of the problem in terms of binary programming for constructing an optimal schedule for the transportation of goods in small shipments in the city is carried out. The construction of schedules was carried out using genetic algorithms in Matlab 2009. Using the developed genetic algorithm, 100 schedules were constructed for the first and second options. The analysis of the results of the application of the genetic algorithm made it possible to conclude that with any separate launch of the program, an optimal solution in terms of the value of the objective function can be obtained. Diagrams with the number and percentage of the number of cars produced in a separate shift of a single day of the week for two thousand-fold launches (for cities of the first and second classes) are built. The difference between the constructed schedules was that for first-class cities, the maximum number of cars produced (according to the optimized schedule) on a single shift of a particular day of the week can reach 4 (maximum), and for second-class cities - only 3 (maximum). Differences were analyzed using cluster analysis. The constructed schedules are in most cases unique, any of them can be used when organizing cargo transportation in small consignments in cities of the first and second types, which makes it possible to reduce the time and other resources of road transport enterprises in the framework of their activities.
trucking companies,management,timetables,timetable theory,genetic algorithms