ВЫБОР СТРАТЕГИИ ЭКСПОРТА УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

CHOOSING A STRATEGY FOR EXPORTING HIGHER EDUCATION SERVICES (ON THE EXAMPLE OF PRIMORSKY KRAI)

Бровко Петр Михайлович, Карастелев Борис Яковлевич, Якубовский Юрий Владимирович, Пикула Евгения Игоревна

Brovko Peter Mikhailovich, Karastelev Boris Iakovlevich, Jakubowski Yuri Vladimirovich, Pikula Evgenia Igorevna

Азимут научных исследований: экономика и управление, № 2(31) 28.05.2020

В статье рассматриваются особенности выбора стратегии экспорта образовательных услуг для вузов Приморского края. Динамика численности иностранных студентов, размер доходов, получаемых от экспорта образовательных услуг за последнее десятилетие, демонстрируют значительный рост. Высокая доля иностранных студентов обучающихся в стране свидетельствует о высокой конкурентоспособности национальной системы образования. Экспорт образовательных услуг является дополнительным источником дохода для образовательных организаций. Расположение Приморского края на границе со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые могут быть потребителями образовательных услуг, обуславливает необходимость выбора стратегии их экспорта вузами региона и исследования возможных предложений по развитию процесса обучения. В работе показано, что образование является источником получения экспортного дохода на динамично растущем международном рынке данных услуг, на котором наблюдается ужесточение борьбы между экономически развитыми странами. Изучены особенности роста экспорта образовательных услуг российскими вузами, установлены ограничения препятствующие привлечению иностранных студентов. Исследован экспорт образовательных услуг университетами Приморского края, выявлены недостатки действующих стратегий экспорта образовательных услуг вузами края. Предложены рекомендации к выбору стратегии экспорта образовательных услуг вузами Приморского края. Предложены системообразующие принципы стратегии, учитывающие региональные и национальные возможности. В заключении отмечается, что выбор стратегии экспорта образовательных услуг позволит повысить конкурентоспособность вузов Приморского края и обеспечит университетам получение дополнительного дохода.
The article discusses the features of choosing a strategy for exporting educational services for universities in the Primorsky territory. The dynamics of the number of foreign students and the amount of income received from the export of educational services over the past decade show significant growth. The high percentage of foreign students studying in the country indicates the high competitiveness of the national education system. Export of educational services is an additional source of income for educational organizations. The location of the Primorsky territory on the border with the countries of the Asia-Pacific region, which may be consumers of educational services, makes it necessary to choose a strategy for their export by universities in the region and to study possible proposals for the development of the learning process. The paper shows that education is a source of export income in the dynamically growing international market for these services, where there is a tightening of the struggle between economically developed countries. The author studies the peculiarities of the growth of the export of educational services by Russian universities, and establishes restrictions that prevent the attraction of foreign students. The article examines the export of educational services by universities of the Primorsky territory, and reveals the shortcomings of existing strategies for exporting educational services by universities of the region. Recommendations for choosing a strategy for exporting educational services by higher education institutions of the Primorsky territory are offered. The system-forming principles of the strategy, taking into account regional and national opportunities. In conclusion, it is noted that the choice of the strategy for exporting educational services will increase the competitiveness of universities in the Primorsky territory and provide universities with additional income.